Гуманная педагогика и система обучения Ш.А.Амонашвили

 

«Господи, благодарю тебя за то, что доверил воспитание своего чада!», — эти слова советует ежедневно произносить  педагогам и родителям Шалва Александрович.

 

Амонашвили был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников. Его педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью. Шалва Александрович придерживается таких принципов при работе с детьми:

 

  • любить ребенка;
  • очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
  • проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие.

 

Следуя этим принципам, учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ учителя глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности. Это надежный путь к многостороннему познанию и саморазвитию ребенка.

 

Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависит от личности учителя, который должен:

 

  • уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем;
  • быть деятельным оптимистом, верить в результат;
  • обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным.

 

Тогда ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью.  Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.

 

При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Амонашвили считает, что нет отстающих детей. Их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя.

 

Поэтому школы Шалввы всегда ставят перед собой такие задачи:

 

  • дать толчок культурному саморазвитию ребенка;
  • сделать уроки познавательными, развивающими общение, позволяющими детям взрослеть (уроки счастья);
  • энергию детей умело перенаправить на занятия;
  • подстегивать познавательный инстинкт детей.

 

В таких школах нет оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Успехи детей не сравниваются. Он соревнуется только сам с собой, собственными достижениями. Исчезает соперничество, на его место приходит взаимопомощь и взаимовыручка, которые очень поощряются. Дети учатся вместе с учителем радоваться чужим успехам.

 

Ученики привлекаются к выстраиванию учебного процесса: составляют задания, создают собственные учебники, строят уроки. Все это вместе дает уникальный результат. Познание идет добровольно и на очень высокой духовной ноте. В процессе обучения гуманный педагог не только дает знания, но и помогает осваивать моральные и духовные ценности общества, помогает понять целостность взрослой и детской жизни. Система Амонашвили рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.

 

Родители и учителя — последователи гуманной педагогики

 

Система воспитания и обучения по Амонашвили — это "педагогика целостной жизни детей и взрослых", где родители тоже выступают в качестве педагогов. Они должны понимать и принимать основные принципы гуманной педагогики, воспринимать ребенка как великий дар, как ими самими приглашенного гостя. Любовь родителей к ребенку не может стать причиной вседозволенности и бесконтрольности. Она должна стать основой воспитания, "питание оси", оси духовной. Поэтому родительское воспитание выливается в процесс духовного становления личности ребенка.

 

При этом Шалва выделяет несколько видов воспитания:

 

  • стихийное — что будет, то будет;
  • традиционное — основано на традициях семьи;
  • идейное — на основе некоей идеи (например, коммунистическое);
  • системное — синтез методов и систем, которые дают гармоничное развитие.

 

Гуманная педагогика основывается только на системном воспитании, которое содержит в себе:

 

  • Взгляд на ребенка (кто он? зачем пришел в эту семью? к чему стремится? какова моя ответственность? что я могу вложить в него?).
  • Цель воспитания.
  • Подход к ребенку (правила, которые никогда нельзя нарушать, даже если очень хочется).
  • Личность воспитателя (достойный ли я воспитатель своего ребенка?).
  • Образ нашей жизни (может ли дать ваша семья ребенку доброту, любовь, уважение?).

 

Только учитывая все эти элементы, родители в содружестве с учителем смогут дать детям гармоничное воспитание. Оно позволит ребенку более полно познать себя и мир. Но надо помнить, что воспитание должно всегда идти впереди получения знаний.

Взято из интернета http://pedsovet.su/publ/188-1-0-5593

Материалы  семинара "Основы гуманно-личностного подхода в образовательном процессе"  Ш.А.Амонашвили в Караганде (2-8 марта 2017 года)

Учителя-лидеры КГУ ОШ №2 г. Шахтинска с легендарным педагогом Шалвой Амонашвили 04.03.17  г
Учителя-лидеры КГУ ОШ №2 г. Шахтинска с легендарным педагогом Шалвой Амонашвили 04.03.17 г