Как понять, что внесенные изменения являются эффективными?

Снижение интереса к чтению, недостаточно сформированный навык осознанного чтения в итоге влечет за собой снижение качества знаний по всем предметам. При переходе учащихся из начального звена в среднее обычно наблюдается тенденция к снижению нормы техники чтения. Новые подходы в обучении, приоритетные направления в образовании в современном мире должны стать неотъемлемой частью педагогической деятельности.

Главной целью моей деятельности на практике в школе является улучшение техники осознанного чтения у учащихся через стратегию критического мышления «метод чтения 5П» и оказание профессиональной поддержки коллегам в освоении 7 модулей Программы, созданной совместно с Центром педагогического мастерства и факультетом преподавания Кембриджского университета. В связи с этим был составлен среднесрочный план развития школы на 6 недель. Все мои действия были направлены на процесс улучшения техники осознанного чтения у учащихся. В среднесрочном планировании отражен алгоритм действий. Чтобы реализовать все идеи плана , необходимо действовать сообща в команде заинтересованных учителей .Для реализации среднесрочного планирования было проведено 3 коучинга и 1 круглый стол. На первой коучинг- сессии приняли участие  25 педагогов школы. Второй коучинг был проведен для фокус-группы учителей гуманитарного направления и казахского языка, в котором приняли участие 7 человек. На третьем коучинге и круглом столе присутствовало тех же 7 учителей и 1 заместитель  по учебно-воспитательной работе в школе. Перед первым коучингом предварительно было проведено анкетирование педагогов школы. В анкетировании учителей было охвачено 25 человек. Анкетирование школьников стало следующим этапом сбора данных о школе.  В ходе обработки результатов опроса школьников было установлено, что интересно учиться в школе 19 % учащимся, 22 % считают, что учеба им пригодится в жизни,11 % ходят в школу учиться, так как это необходимо. Всего 19 %  опрошенных ходят в школу с интересом, остальные - потому, что так нужно. Двумя лидирующими причинами невыполнения домашнего задания на «хорошо» стали усталость (21 % учеников) и трудность учебного материала (22 %).30 % учеников начальной школы указали на то, что не могут учиться лучше, потому, что им трудно. В очередной  раз вышеназванные цифры указывают на то, что только от учителя зависит создание условий для обучения ребенка таким образом, чтобы ему было интересно и легко. Имеющиеся трудности нужно решать. При определении возможных трудностей в обучении используют термины «учебная неспособность» или «трудности в учении». Довольно часто «трудности в учении» обозначают затруднения в овладении чтением, письмом и счетом, которые могут быть никак не связаны с умственной отсталостью, потерей слуха или зрения. Наблюдая за респондентами, помогая некоторым из них осмысливать то, что они прочитали в анкете, пришла к выводу, что при довольно хорошей технике чтения в 74 слова во 2 классе, некоторые дети читают не осознанно, не понимают вопросы, на которые предлагается ответить. В очередной раз убедилась, что существует категория детей, читающих бегло, но не понимающая, что читает. Навык осознанного чтения – это тот навык, который ребенок  должен обязательно приобрести еще в начальной школе. При успешном освоении ребенком навыка осознанного чтения улучшится его успеваемость по всем предметам школьного цикла. Определенная работа, которая систематически и регулярно будет  проводиться на уроках каждым учителем, позволит не допустить снижения качества чтения учеников и, как следствие, их неуспеваемости в среднем и старшем звене. Это те несколько причин, которые натолкнули меня начать работу именно с начальной школы и искать пути решения здесь. Наметила работу над улучшением осознанного чтения у учащихся 2 «Б» класса после предварительного изучения динамики техники чтения в 1- 3 четверти, где учитель подробно анализировала способ чтения  своих учеников,  их ошибки при чтении, выразительность, осознанность. Из 25 учащихся только 3 ученика читают ниже нормы, которая на  конец 3 четверти должна составлять 50-60 слов. 10 учеников читают в пределах нормы, выше нормы читают  12 учащихся (от 60 до 130 слов). Качество техники чтения за 3 четверть на март месяц составило 88%. Если сравнивать с результатами сентября 2013 года, то наблюдается понижение к марту месяцу. В сентябре руководитель ШМО начальной школы при анализе техники чтения указала, что во 2»Б» классе ниже нормы читает 1 человек, по норме- 6, выше нормы-18. Качество техники чтения в сентябре составило 96%  . В течение  учебного года результаты техники чтения снижаются на 8%. По наблюдениям учителя данного класса на репродуктивном уровне осознанного чтения находятся 10 учащихся из 25, умеют давать характеристику героям 13 учащихся из 25, выделяют главную мысль произведения 14 учеников из 25. После беседы с учителем 2 «Б» класса,  которая закончила третий уровень курсов, было решено работать в сотрудничестве с целью улучшения качества осознанного чтения учащихся, найти  возможные причины  снижения интереса к чтению. Исследование было продолжено с определения уровня осознанного чтения у тех же учащихся с целью объективного сравнения полученных показателей. Для определения уровня развития чтения учащихся была взята методика Ясюковой Л.А., в основу которой положен метод реконструкции текста,  предложенный Эббингаузом Г.Учащимся был предложен текст   с пропущенными словами, в ходе чтения которого пропуски должны были быть заполнены. Результат оценивался по десятибалльной шкале  (количество баллов соответствует количеству правильно подобранных слов).  Из 25 учащихся 2 «Б» класса 5 человек показали высокий уровень осознанности чтения, что составляет 20% от общего количества, 5 человек  находятся на хорошем уровне, что составляет также 20% , 12 человек - на среднем уровне (48%) и 3 ученика - на слабом уровне осознанного чтения (12%).

Осознанное чтение - это навык, который формируется только при активной заинтересованности и участии учителей и родителей. Следующим этапом стало анкетирование родителей и просветительская работа. Современная социо- культурная среда наших детей такова, что полюбить чтение, научиться получать удовольствие от самостоятельного чтения, без помощи родителей, ребятам  практически невозможно. Опрос 25 родителей по выявлению интереса их собственных детей к чтению и отношению к книгам был существенным в данном исследовании. Анонимные ответы на вопросы показали, что 68% детей любят читать сами и читают довольно часто,32% родителей  высказались о том, что дети не очень любят читать дома, читают изредка. 20% взрослых указали, что в доме нет детской библиотеки. Остальная часть родителей ответила, что детская библиотека есть и в ней содержится от 20-50 книг. Эта же анкета позволила узнать о жанровых вкусах второклассников. Оказалось, что дети  предпочитают фантастику и сказки, с меньшим удовольствием читают приключения и рассказы о животных, и последнее место по ранжированию занимают стихи. Только 10% родителей читают вместе с ребенком каждый день, остальные ответили честно, что читают с ребенком изредка (от 2-4 раз в неделю по 10 минут). Некоторые родители понимают, что чтение книг дает современному ребенку знания, расширяет кругозор, развивает фантазию, грамотную речь, улучшает память, отвлекает от компьютера. Большая часть родителей затруднились ответить на данный вопрос. В современном мире все больше детей испытывают трудности в освоении навыка чтения. Дети очень часто не хотят читать из-за недостаточно сформированного навыка. Они затрудняются найти главную мысль произведения, установить причинно-следственные связи,  своими словами отвечать на вопросы по тексту, самостоятельно придумывать вопросы по содержанию произведения. В данном случае сложно говорить о хорошо развитой речи ребенка. Слабое речевое развитие ребенка-это самая распространенная причина «плохого» навыка чтения. Анкетирование родителей показало, что чтению ребенка в домашних условиях не уделяется достаточного времени. Не все родители понимают, что только практика в чтении, регулярное ежедневное чтение является залогом успеха в учебе, что слабый навык чтения ребенка, умение вникать в суть произведения со временем приводит к снижению интереса к самой учебе и, как следствие, к слабой  успеваемости по всем предметам. Посещение уроков литературного чтения во 2 «Б» классе дало представление о том, как учитель работает над произведением вместе с ребятами. Все 25 учащихся ведут дневник читателя, в который записывают имя автора, название произведения, а также выполняют различные задания: составляют вопросы, записывают краткую характеристику героям и иногда пишут эссе. Но, несмотря на разнообразные методы и приемы, я не увидела системы работы над текстом, которая позволила бы шаг за шагом добиться у учащихся осознанного чтения. Для эффективной работы с текстом в процессе менторинга учителю- менти был предложен метод чтения «5П».

         При использовании подхода Lesson Study,была собрана команда из 3-х учителей, определены приоритетные направления, трое учащихся, находящихся на различных уровнях осознанности чтения, установлены критерии успешности на каждом этапе стратегии «метода чтения  5П». Совместное составление планов нескольких уроков в рамках похода LS помогло выявить преимущества и недостатки данной стратегии, увидеть активность учеников, услышать их мнения по поводу «плюсов» и «минусов» работы с произведением. Группе учителей-единомышленников удалось проанализировать эффективность вышеописанного метода, адаптировать его для учащихся данного возраста. Учитель -менти, работающая во 2 классе, пришла к выводу, что ребята стали активнее на уроках, так как целенаправленная, систематическая работа с текстом по данной стратегии позволила активизировать учащихся, даже низкого уровня осознанности чтения. Поиск ключевых слов, постановка к ним интересных вопросов  заинтересовала и самих учащихся. Они высказали свое мнение о том, что постановка «сложного» вопроса (высокого порядка) для других групп увлекает больше, чем придумывание вопроса «легкого» (низкого порядка). Сосредоточенность наблюдения за определенными учащимися, относящимися к разным уровням обученности, в рамках подхода LS позволила установить, что ребятам еще сложно извлекать ключевые слова, приходится учителю иногда подсказывать, направлять своими вопросами. Возможным решением данной проблемы является регулярное использование данной стратегии на всех уроках, где есть текстовое содержание материала. Целенаправленная работа из урока в урок по методу чтения «5П» приведет к ожидаемым результатам. Акцент внимания на отдельных исследуемых учащихся выявил еще одну проблему-трудность в пересказе сразу же на том уроке, на котором изучается произведение. 12 учеников в беседе после урока отметили, что боятся насмешек со стороны одноклассников, вдруг что-то расскажут не так; что необходимо дополнительное время, чтобы переосмыслить текст и представить себя в той роли, от лица которой нужно пересказать и легче это сделать сначала дома. Повторное тестирование школьников по тесту Эббингауза показали повышение на один уровень выше только у одного учащегося, который перешел из слабого уровня к среднему уровню осознанности чтения.Данную стратегию в силу возрастных особенностей учащихся не целесообразно вводить в той форме, в которой она предлагается. Необходимо упростить некоторые этапы работы, пока ребята с легкостью не научатся определять ключевые слова, правильно и четко ставить к ним вопросы, что также еще не совсем удачно получается у ребят с разным уровнем осознанного чтения. Рефлексия менти помогла определить дальнейшие стратегии работы над осознанным чтением учащихся в дополнение к методу чтения 5»П». Включение в работу на уроках произведений в соответствии с потребностями и интересами учеников данного возраста, 3-минутного «жужжащего» чтения в начале каждого урока, метода реконструкции текста, предложенного Эббингаузом, позволит не только повысить уровень осознанности чтения, но и отслеживать  успех каждого ученика. Оценить процесс продвижения ученика с использованием тестирования по методу Эббингауза 1-2 раза в месяц, позволит увидеть реальную картину, несмотря на то, что  для закрепления навыка осознанного чтения  требуется ни один год. Даже при постоянном внимании к вопросу чтения, ребенок начинает читать в полной мере самостоятельно только к 6-7 классу. До этого момента в этом процессе все время рядом с ним должен быть взрослый наставник. Периодические опросы родителей позволят отслеживать изменения жанровых предпочтений учащихся. Просветительская работа среди родителей также окажет неоценимую помощь учителю, так как совместная деятельность над одной проблемой позволяет достигнуть порой отличных результатов. Залогом успеха на всех этапах развития навыков осознанного чтения должно стать уважительное и доброжелательное отношение к ребенку.

    По полученным данным в ходе практики в школе по проблеме низкого уровня осознанности чтения учащихся пришла к выводу, что существует ряд объективных и субъективных факторов, влияющих на чтение детей:

- мотивационная сфера;

-жизненный и читательский опыт;

-расход времени на чтение;

-возрастные потребности учеников;

-психологические особенности личности, такие как способности, характер, темперамент;

-влияние семьи и школы на чтение;

- СМИ, роль общения в жизни читателя-ребенка.

   Во всех тонкостях работы учителя по данному вопросу большую пользу принесут  глубокие знания 7 модулей Программы повышения квалификации работников  образования РК, созданной совместно Центром педагогического мастерства и факультетом образования Кембриджского университета.

 

 

                                                                                                                                                                                                                         Приложение 1

 Результаты тестирования  учащихся 2 класса

по определению уровня осознанности чтения

в динамике

 

Имя учащегося

Количество набранных баллов на входящем тестировании

Уровень осознанности чтения

 

Количество

набранных баллов на выходе

Уровень осознанности

1

Белла

           7

средний

           7

средний

2

Лариса

           7

средний

           7

средний

3

Адиль

           10

высокий

           10

высокий

4

Давид

           10

высокий

           10

высокий

5

Аня

7

средний

7

средний

6

Мирас

4

слабый

4

слабый

7

Алексей

5

средний

5

средний

8

Настя

7

средний

7

средний

9

Аружан

8

хороший

8

хороший

10

Руслан

7

средний

7

средний

11

Лиана

9

хороший

9

хороший

12

Данил М

10

высокий

10

высокий

13

Влада

10

высокий

10

высокий

14

Милана

8

хороший

9

хороший

15

Ксения

8

хороший

8

хороший

16

Настя

10

высокий

10

высокий

17

Ваня

9

хороший

9

хороший

18

Юлия

2

слабый

2

слабый

19

Диана

5

средний

5

средний

20

Егор

6

средний

5

средний

21

Данил

7

средний

7

средний

22

Сергей

3

слабый

5

средний

23

Ангелина

5

средний

5

средний

24

Данил Г.

5

средний

5

средний

25

Ксюша

7

средний

7

средний

 

Выводы: Из 25 учащихся 2 «Б» класса на входящем тестировании 5 человек - на высоком уровне осознанности чтения, что составляет 20% от общего количества, 5 человек - на хорошем уровне, что составляет также 20% , 12 человек - на среднем уровне (48%) и 3 ученика - на слабом уровне осознанного чтения ( 12%)

 

Тестирование на выходе показало увеличение количества учащихся среднего уровня осознанности на 1 человека(2%)  и снижение количества учащихся, находящихся на низком уровне осознанного чтения.

 

Примечание: Для определения уровня развития чтения учащихся была взята методика Ясюковой Л.А.(тест), в основу которой был положен метод реконструкции текста, предложенный Эббингаузом Г.

Результат оценивался по десятибалльной шкале (количество баллов соответствует количеству правильно подобранных слов):

10 баллов – высокий уровень осознанности чтения (Навык чтения развит очень хорошо. Чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты.)

9-8 баллов -  хороший уровеньосознанности чтения (Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого понимается сразу, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Если ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведомленность быстро расширяются, и проблемы исчезают.)

7-5 баллов - средний уровень осознанности чтения (Навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения понимается не сразу, а как бы складывается из двух-трех кусков. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» читать их медленно. Длинные, стилистически усложненные предложения понимает с трудом, поэтому предпочитает их просто «просматривать», то есть их смысл воспринимается «образно» и приблизительно. Смысл содержания текстов при таком чтении оказывается искаженным.)

4-0 баллов – слабый уровень осознанности чтения

(Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова, коренная основа. Ученик образно, обобщенно воспринимает слова (угадывает), может не видеть падежных окончаний, характеризующих время, число. Может точно воспринять смысл слова, только если читает очень медленно. Однако при медленном чтении ему трудно схватывать смысл предложения, так как, подробно разбирая слова, он затрудняется с удержанием их в памяти. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз. При чтении больших по объему текстов не пытается их медленно разбирать, пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу, и опуская второстепенные части. Предлоги с их управляющей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все предложение может пониматься неверно, так как не учитывается смысловая нагрузка окончаний при различных вариантах согласований.)

 

Текст: У Зины ________ котёнок. Он был очень _______ . ______ котёнка Пушок. Один раз _______ Пушок в корзинку и заснул. _______ унесли в чулан. Хватились- нет _______ .______ долго искала любимца. Девочка _____ расстроилась. Даже ___ буфет заглянула. Только вечером _______ про корзинку.

 

 

 

 

                                    

 

 

Write a comment

Comments: 2
  • #1

    Букина Инна Викторовна (Saturday, 13 December 2014 09:15)

    По предоставленным данным larkolemaskina (http://larkolemaskina.jimdo.com/%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C-%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E/) материал приложения был опубликован в сети интернет 23 декабря 2012г, и в журнале "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. ВСЕ для учителя!" №11, 2014, с. 19-22.

  • #2

    Лариса Викторовна (Saturday, 13 December 2014 09:19)

    Журнал " Начальная школа. Все для учителя! » №11, 2014
    http://www.e-osnova.ru/journal/12/35/