Почему мне и моей школе необходимо меняться?

Политические, экономические и  социальные процессы, происходящие во всем мире, являются причинами  глобализации общества. Современный мир хоть и достиг больших показателей  в разных областях жизни общества - культуре, технике и науки, - но до сих пор сталкивается  с трудноразрешимыми глобальными проблемами. К таким проблемам можно отнести военные (террористические), техногенные, демографические, экономические, связанные с  природными ресурсами. Этот круг проблем проявляется через  возрастающую преступность, кризисы в сферах здравоохранения, культуры и образования. Все планетарные проблемы не могут разрешаться только какой-либо одной страной в частности, так как они очень тесно связаны друг с другом. С другой стороны, любая развивающаяся страна мира стремится к лучшему, определяет для себя пути вхождения в высококонкурентный мир. 

Быстро меняющаяся экономика мира, стремительно меняющееся общество основано на знаниях. В современном мировом сообществе есть разрыв между знаниями и навыками, получаемыми в учебных заведениях, и требованиями экономики. Одним из требований экономики можно считать  умение оценить, обработать большой поток информации, и принять важное и правильное решение. Гарантом качества  в обществе является диплом об образовании. Если между качеством и его гарантом, т.е. дипломом, появляется разрыв, то на  рынке труда человек остается невостребованным, а сам рынок  в тот же час реагирует недоверием к образованию и его системе. Система образования должна полностью отвечать потребностям общества и современного мира.  Современный рынок образовательных услуг высшего образования  в мире был создан под влиянием наиболее развитых стран и наций. В мире существуют  североамериканская система образования, континентальная европейская и так называемая английская система образования, австралийская система образования, а также система образования юго-восточной Азии. Не смотря на то, что  Америка занимает по качественным показателям грамотности 30, 23 и 17 место в исследовании PISA,  североамериканская система высшего образования, сосредоточенная в Канаде и США лидирует среди всех влиятельных мировых образовательных систем, потому что превышает остальные по численности обучающихся, по финансированию, по количеству иностранных студентов. Лидером она является еще и потому, что академическая (развитие информационного общества) и социальная инфраструктура (подготовка кадров по специальностям) более сформирована по сравнению с другими образовательными системами. В Америке существует  151 исследовательский институт широкого профиля и 110 – исследовательских, которые присваивают докторские степени. Общая численность всех зарубежных студентов со всего мира, обучающихся в колледжах и университетах США, в 2010-11 учебном году достигла 723277 человек.  Мировой рынок образовательного пространства оценивается в 55 млрд долларов США, при этом около 30% финансовых инвестиций приходится на США, 11%-на Австралию, по 6-10% на ведущие страны Западной Европы Германию, Францию, Великобританию, Италию, которые являются  вторым мировым лидером. Это страны ЕС, в которых сохранились академические традиции. Страны ЕС поставили задачу построения общества в едином европейском пространстве. Основа - качественные знания и единая система высшего образования (Болонская декларация,1999 г). Ведущую роль стоит отвести британской системе образования, где качество основано на вековых традициях и принципах, например, раздельное обучение мальчиков и девочек, частные пансионаты, где с давних времен царит очень строгая дисциплина. Образование Британии очень популярно среди иностранных туристов. Их число составило в прошлом учебном году 513 570 человек. По качественным показателям PISA  Великобритания занимает средние позиции:28 место по математической грамотности,16 место - по естественнонаучной грамотности и 25 место по функциональной грамотности. Азиатские страны Япония, Китай, Малазия, Южная Корея, Сингапур, Индия имеют хорошо развитые образовательные системы. Среди этих стран хочется отметить по качественным показателям Сингапур и Китай. Китай в конце 20 века показал бурный рост экономического потенциала, что привело его к значительному росту национальной системы образования. Если в  самом начале существования социалистического Китая кадровый набор осуществлялся из специалистов, имеющих образование советских высших учебных заведений, то теперь он ориентирован на специалистов, получивших образование в США и Японии. По данным международного исследования в области образования PISA Китай занимает  1 место по всем показателям. Сингапур по математической грамотности занимает 2 место по PISA.Эта страна работает по британской системе образования, что позволяет сингапурским школьникам поступать в американские и британские университеты у себя дома, так как многие английские, американские и европейские ВУЗы открыли здесь свои представительства. Плюсом получения образования в Сингапуре является его низкая в сравнении с Европой и Америкой стоимость.  При этом качество образования не страдает,  так как государство активно финансирует свои ВУЗы. В международных рейтингах в области образования в последние годы лидируют:

по экспорту образовательных услуг - США с огромным отрывом от других стран, Великобритания, Германия, Франция, Австралия -  .

в международных рейтингах университетов мира - США, Великобритания

 в международном исследовании функциональной грамотности учащихся PISA- Китай, Корея, Япония.

 по развитию дистанционного образования- Китай, Индия, США

 по увеличению роста числа студентов в высшем образовании- Индия, Китай, Россия.

За последние 10 лет  по анализам результатов  PISA, TIMSS, PIRLS в числе стран-призеров выявлены Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Южная Корея, Япония, Тайвань, Канада, Новая Зеландия и КНР. Учащиеся этих стран показывают стабильно высокие результаты в области образования.

       На основе данных результатов исследований можно прийти к выводу, что в лидирующих странах уделяют внимание компетенциям, разработанным ОЭСР в проекте «Определение и отбор ключевых компетенций»,  которыми должен обладать ученик: неалгоритмичность,  полифункциональность, универсальность, многомерность. Учащиеся не только обладают знаниями, но и умеют применить их в различных ситуациях. В результате вышеназванных исследований были установлены также 6 причин, которые влияют на качество школьного образования:

стандарты образования соответствуют международным требованиям;

высокий уровень профессиональной компетенции педагогических кадров;

достоверная оценка качества образования;

необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

научные исследования в образовании;

эффективная система управления образованием.

Кусаинов А.К.(2013) «Качество образования в мире и Казахстане»,[http://www.apnk.kz/350.html] (получено 22 марта 2013 г)

      Казахстан впервые принял участие в Международной программе оценки достижений учащихся PISAв 2009 году. Участвовали 5590 учащихся из 200 учебных заведений Казахстана. По функциональной грамотности- 59 позиция среди 65 стран, по математической грамотности-53 место, в естественно-научной грамотности- 58 место в рейтинге (Национальный центр образовательной статистики и оценки, 14 августа 2013).  Проблемы в  несформированности  у учащихся  практических навыков осмысления текстов различного содержания и форм их представления. На основе этих показателей в Казахстане было проведено оценивание состояния отечественной системы, которое привело к важным выводам (А.Кусаинов, 2013):

необходимость перехода на новые стандарты образования

создание национальной системы мониторинга качества знаний.

НЦОКО (Национальный центр оценки качества образования). (2011) Национальный доклад о состоянии и развитии образования [онлайн на  http://www.edu.gov.kz/fileadmin/user_upload/deyatelnost/nac_sistema_ocenki/Nacdoklad_2011__kratkaja_versija_na_russ.pdf].

Это приоритетные направления образовательной политики, закрепленные в Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы. 17 января 2014 г  Президент Казахстана Н.А. Назарбаев заявил о необходимости  внедрения стандартов качества жизни стран ОЭСР.  Работу в этом направлении правительство Казахстана ведет с 2011 года, окончательная дата вступления в ОЭСР определена на 2015 год.Для развития отечественной науки и реализации научных результатов утвержден Закон РК « О науке» в 2011 году. В этом же году принята новая редакция Закона РК « Об образовании». Главная стратегическая и тактическая линия – развитие человеческого капитала.

( Ежегодное Послание Президента  РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана)

Из выступления экс – Министра образования и науки РК Б.Т.Жумагулова от 13.12.2012  видны явные перемены, происходящие в образовании и науке. Это активное функционирование культурно-образовательной сферы  в лице Евразийского клуба ученых, Евразийской ассоциации университетов, кафедры Евразийских исследований ЕНУ им. J1. H. Гумилева, Евразийского Медиа-форума, созданных по инициативе Н.Назарбаева. На Совете по образованию при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС  были одобрены Соглашения о сотрудничестве государств-членов ЕврАзЭС в подготовке и аттестации научно-педагогических кадров высшей квалификации, о взаимном признании документов об образовании, ученых степеней и званий. В Казахстане внедряется новое разделение ВУЗов, вводится такой элемент, как исследовательские университеты. Для повышения уровня исследований и их вклада в развитие общества предпринят ряд мер:

механизм  целевой господдержки инновационно - ориентированных ВУЗов;

введение Национальных научных советов с участием казахстанских и зарубежных ученых, Национального центра государственной научно-технической экспертизы;

система базового и грантового финансирования.

В Послании Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана сказано, что «к  2015 году должна полноценно функционировать Национальная инновационная система, а к 2020 году - она уже должна давать результаты в виде разработок, патентов и готовых технологий, внедряемых в стране» (Астана, 29.01.12).

        Доказательством реформ в области образования служат также программа «Болашак», «Студент»,образовательный проект «Назарбаев Университет» , на который смотрит весь мир.

         На мой взгляд, реформы нужны, чтобы улучшить экономическое развитие страны, качество жизни. Мы обязаны изменить мир, шагая в ногу со временем, ориентируясь на опыт таких развитых стран как Великобритания, Америка, Сингапур. Мы сможем изменить мир при условии совместной работы с партнерами. Программа образования, созданная совместно Центром педагогического мастерства и факультетом образования Кембриджского университета, содержит идеи необходимости изменений подходов в преподавании и обучении. Мир меняется стремительно, меняется и общество. Каждый человек должен стать конкурентоспособным в условиях быстро меняющегося мира. Оттого, насколько самостоятелен учащийся, как сформировано у него метасознание, как развиты его функциональные навыки и навыки критического мышления, зависит прогресс его самого, признание его значимости  в обществе. Воспитать в конечном итоге в ученике лидера - вот главная идея Программы повышения квалификации работников образования РК, созданной совместно Центром педагогического мастерства и факультетом образования Кембриджского университета. «В этой связи, школы должны быть более последовательны в обучении критическому мышлению учащихся, в комплексном решении проблем, касающихся индивидуальности каждого ученика». (Руководство для учителя первого уровня, второе издание, стр. 105)   Не все  учителя нашей школы хотят идти в ногу со временем и применять новые подходы в обучении. Они пытаются готовить школьников к будущему старыми методами. Такой подход отталкивает некоторых учеников ходить в школу. Действующая система образования создавалась для другой эпохи в условиях духовной культуры и промышленной революции. Она имела опору на потребности экономики того времени.  Существовало мнение, что детям из рабочих семей не нужно образование, их тяжело обучить письму и чтению, а значит, не нужно тратить время на их обучение. Такой стереотип сидит у многих учителей до сих пор. Внимание уделялось и, по-прежнему, уделяется  способным ученикам, которые могут учиться без особых на то усилий не потому, что учитель хорош, а потому, что ребенок талантлив по природе своей. Конечно, существует еще одна категория учителей в нашей школе, которая находится в постоянном поиске новых методик обучения, но, к сожалению, им не хватает определенных знаний того, как претворить новшества в своей практике. Причинами этого могут являться недостаток знаний,  неэффективность курсов переподготовки, и то, что, самообразование учителей движется не в том направлении. Администрация школы должна предоставить возможность учителям учиться друг у друга. Нам всем нужен профессиональный диалог. Профессиональная компетенция и наставничество должны быть на первом плане в каждой школе. Моей миссией после окончания курсов продвинутого уровня будет следующее – донести до коллектива учителей  то, что главной фигурой в обучении должен стать ученик, а не учитель. Возможно, на это уйдет много времени. Стереотипы ломать очень сложно, но такова задача лидера. Школе нужно работать так, чтобы образование было способным изменить наше будущее, будущее наших детей. Для достижения этой цели педагогам необходимо кардинально переосмыслить всю свою деятельность. И эта еще одна из задач лидера- помочь коллегам выбрать правильное направление. От уров­ня прове­де­ния за­ня­тий каж­до­го учи­те­ля за­ви­сит бу­ду­щее на­ших де­тей. Станут ли наши подопечные самостоятельными людьми, смогут ли сами решать проблемы, находить выход из сложных ситуаций или будут всегда ждать поддержки извне, зависит напрямую от нас, учителей. Очень важно создать такую среду в школе, которая бы стимулировала каждого учащегося учиться на протяжении всей жизни, мотивировала бы получать новые знания и навыки, осваивать новые технологии, не бояться рисковать и брать на себя ответственность за происходящее. Вот для чего нам нужен опыт стран, лидирующих по результатам Международных исследований PISA, TIMSS,PIRLS . В этих странах обучают в сотрудничестве, то есть в парах и группах, создавая коллоборативную среду, развивая коммуникативные навыки, применяя знания  на практике. Конечно, методика обучения и преподавания в каждой казахстанской школе по-своему уникальна, но не каждый ученик чувствует себя в ней комфортно. Причина в том, что любой ребенок- индивидуальность, ожидающая к себе особого внимания. Какой-то категории детей одни предметы даются легче других, и даже им легче учиться в определенное время суток. Другим детям легче учиться в малых группах, чем в больших. Некоторые хотят учиться индивидуально. Создать условия для обучения каждого ребенка сложно, но можно. Обучаться в интересной, комфортной среде, раскрывать кажущиеся порой непостижимые тайны - разве это не мотивация? Еще один немало важный момент - забыть об «уравниловке» оценивания. Система оценивания в казахстанской школе несовершенная. Необходим переход на внедрение инструментов формативного оценивания учащихся. Такой подход оценивания безусловно повысит мотивацию у учащихся. Каждый выпускник школы сможет оценить себя критически  и сможет определить для себя цели в будущем, чтобы быть востребованным на рынке труда и в собственной жизни тоже. Нам предстоит долго и упорно работать над этим. Учитель является стержневой фигурой в образовательном процессе. От учителя зависит процесс формирования ребенка как личности, способной конкурировать в быстро меняющемся мире. Но до тех пор, пока каждый из нас будет считать, что наша система образования самая передовая в мире и учить нужно традиционно, по старинке, казахстанская школа не сможет удовлетворить потребности личности и войти в 30 лучших стран мира («Стратегия-2050» Президента РК Н.А.Назарбаева, 17.01.2014).

 

Использованная литература:

1.Барбер М., Муршер М.( 2008) «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах», [онлайн на:http://www.gouo.ru/inform/practice2/mo8.pdf] (получено 21 марта 2013).

2.Кусаинов А.К.(2013) «Качество образования в мире и Казахстане».Алматы.

3.АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства (ЦПМ) ( 2014) «Руководство для учителя первого (продвинутого уровня)», второе издание, страница 105.

4.НЦОКО (Национальный центр оценки качества образования). (2011) Национальный доклад о состоянии и развитии образования [онлайн на:  http://www.edu.gov.kz/fileadmin/user_upload/deyatelnost/nac_sistema_ocenki/Nacdoklad_2011__kratkaja_versija_na_russ.pdf] (получено 22 марта 2013). 

5.«Стратегия-2050» Президента РК Н.А.Назарбаева, 17.01.2014,[онлайн на: http://www.akorda.kz/ru/page/page_215750_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-17-yanvarya-2014-g] (получено 23 марта 2013).

6.Центральноазиатская новостная служба «CA-NEWS»  (23.11.2011),

[ онлайн на: http://www.meta.kz/277597-ssha-poschitali-kolichestvo-kazakhstanskikh.html ] ( получено 21 марта 2013).

 

  

Оставить комментарий

Комментарии: 0