Какие методы и подходы я буду использовать для преобразования школы?

Главной задачей школы на современном этапе является разностороннее развитие школьника, раскрытие его творческого потенциала, развитие самостоятельности учащихся в учебной и внеклассной деятельности. Поэтому сегодня необходимо гармоничное сочетание учебной деятельности, в которой происходит формирование базовых знаний, умений и навыков, с творческой деятельностью, в которой происходит развитие индивидуальных задатков ученика, его познавательной активности, а также способности решать нестандартные задачи самостоятельно.

Самостоятельность мышления выражается в способности задавать вопросы, находиться в постоянном поиске оригинальных путей решения этих вопросов. Школа хочет видеть в идеале своего ученика человеком самостоятельного ума, человеком, имеющим свое собственное мнение или стремящегося его иметь. Быть самокритичным, т.е. видеть сильные и слабые стороны своей  умственной работы и различной деятельности - это идеальное качество не только ученика, но и в первую очередь учителя. Разносторонние знания и богатство жизненного опыта способны привести к идеалу, как самого педагога, так и его ученика. Человек глубокого ума умеет доходить до сущности предметов и явлений, вникать в самый  их «корень». Большое влияние на развитие этого качества  оказывает методика обучения в школе. Если мы будем ставить ученика в условия, при которых он усваивает готовые знания и не добывает их своим умом, то тяжело ожидать развития самостоятельности и критичности его мышления. Что же помогает формировать критичность мышления и творческие способности в любой сфере деятельности? Неотъемлемой частью жизни каждого человека нашей цивилизации является активное и продуктивное чтение. Оно развивает как образное мышление, так и способность мыслить. Если человек читает активно и серьезно, то его ждет успех в будущем. Ознакомившись с основными идеями Программы первого уровня на первом этапе курсов, проведя анализ стартовых возможностей нашей школы, пришла к выводу о том, что всем участникам образовательного процесса необходимо идти в ногу со временем, быть функционально- грамотными, т.е способными вступать в отношения с внешней средой, адаптироваться быстро и функционировать в ней. Одним из важных путей  формирования функционально- грамотной личности  учителя я увидела  его осознание важности преобразований, необходимости менять подходы к обучению и преподаванию .Для ученика – получение основ функциональной грамотности через осознанное чтение,  способное ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, способное также привести к самоанализу и  самореализации, правильно и творчески подойти к решению задач, которые ставит жизнь перед каждым. Поэтому тема моего исследования вытекает из проблем нашей школы, педагоги которой  стремятся  создать Модель идеального выпускника, способного к самореализации, к самостоятельному решению проблем. «Использование стратегий критического мышления как средство улучшения осознанности чтения у учащихся» - фокус моего исследования. Если мы хотим работать в идеальной школе, которая хочет видеть своего выпускника успешным, то нам, учителям, также нужно стать успешными. И я, как лидер, своей миссией считаю оказание методической и психологической помощи учителям, готовым к самообразованию и самореализации. Моя задача состоит в реанимации вопросов педагогов «почему» и «как». Учителя столкнутся с фактами, которые не впишутся, возможно, в структуру их сознания. Как результат такого столкновения  будут вопросы «почему» да «как». В попытках дать ответы на эти вопросы учителя придут к созданию новых «связей» в голове. А что может быть ценнее для собственного мышления? Конечно же, умение самостоятельно искать ответы, задавать вопросы, удивляться и понимать. В этом мне помогут стратегии критического мышления. Критическое мышление это поиск здравого смысла – как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений; умение отказаться от собственных предубеждений. Total psychology. Основы психологии. «Понятие “критическое мышление” и его характеристики» [онлайн на: http://www.totalpsychology.ru/plifs-445-1.html] (получено 20 апреля 2014 года)

      При прохождении этапа «Практика в школе» работа была направлена на проведение коучинг-сессий  и менторинга .Свой первый коучинг провела на педсовете с разрешения администрации, на котором присутствовало 25 педагогов нашей школы. Темой коучинг-сессии, которой определила в большей степени информационный характер, выбрала «Новый взгляд на образование». Целью проведения коучинга я поставила обсуждение аргументов и оснований для переосмысления и преобразования учителями используемых ими методов и подходов для формирования у учащихся навыков 21-го века. В качестве ожидаемых результатов были определены  осознание учителями  причин и оснований  для необходимости преобразования используемых педагогических подходов; ознакомление со стратегиями  критического мышления «Fishbone», чтение с пометками, «Карусель», которые они смогут в дальнейшем использовать в своей работе с учащимися. Ключевой идеей этой коучинг-сессии послужил  видеообзор «Новый взгляд на образование» Кена Робинсона, который  позволяет сделать вывод о том, что во всем мире условия подготовки учеников к успешному функционированию сегодня отличны от условий, в которых выросли их родители. Для того, чтобы современная молодежь смогла выжить и быть конкурентоспособными специалистами в быстро меняющемся мире, школам необходимо предоставлять им не только знания, но и функциональные навыки. Хочется отметить, что коллеги  очень активно обсуждали в группах Модель, которую необходимо было построить. Каждая группа учителей четко разъяснила те качества, которые хочет видеть в идеале у своих Моделей. Педагоги выделили качества, которые посчитали общими для Модели идеального учителя, идеального ученика, идеального родителя, идеальной администрации школы и идеальной школы. Ими оказались взаимопомощь, компетентность, сотрудничество. Также коллеги сделали вывод о том, что один учитель не может внести глобальные изменений в процесс обучения и преподавания, ему необходимо заручиться поддержкой учеников, родителей и государства. Но начать нужно каждому учителю именно с себя! Неоднократно звучали высказывания о том, что в нынешней системе образования нет учета возрастных особенностей детей, что ребенок должен с радостью ходить в школу, а этого нет. Как путь решения коллеги предложили изменить подходы к образовательному процессу, отказаться от старых методов обучения, в первую очередь, перестроив себя, как учителя. Наболевшим вопросом оказался вопрос, связанный с тем, что пятибалльная система оценивания давно не работает, у детей пропадает вследствие этого стимул учиться. Для решения этой проблемы коллеги предложили отказаться от «уравниловки» оценивания. Не одна группа учителей сказала, что  насущной проблемой является слабое здоровье учащихся и учителей, необходима профилактика. Необразованность родителей, материальное неблагополучие многих семей, «вымирание» поселка представляют определенные барьеры в образовательном процессе. Многие проблемы учителя решить не в состоянии самостоятельно, без помощи вышестоящих органов, но сошлись все на одном - меняться нужно, начиная с самих себя; что в наших силах отказаться от старых методов обучения и преподавания, внедряя новые подходы и технологии. В качестве резюме вниманию учителей была предложена презентация о тех функциональных компетентностях учащихся, которые были разработаны  ОЭСР в проекте «Определение и отбор ключевых компетенций». Это неалгоритмичность,  полифункциональность, универсальность, многомерность.  Учащиеся должны не только обладать знаниями, но и уметь применить их в различных ситуациях. Мы, учителя, должны научить каждого ученика добывать знания самостоятельно, уметь применять их на практике. Тема второго коучинга определилась по опросу коллег, которые выразили  желание ознакомиться со стратегиями, помогающими  работать с текстовым материалом. Как было сказано учителями на первом коучинге, сложность программного материала ведет к снижению интереса к учебе. Как облегчить понимание материала? Как построить работу с текстом на уроке, чтобы извлечь из него необходимую информацию? Как научить ученика понимать и познавать мир через чтение? Как увидеть, что ученик мыслит в процессе чтения и понимает содержащиеся в тексте проблемы? Именно на эти вопросы мне предстояло ответить на второй коучинг - сессии, темой которого стало «Через чтение в мировое образовательное пространство». Целью определилось подведение учителей к выводу о необходимости повышения уровня деятельности с использованием печатного слова через стратегии критического мышления. Моделирование ситуации обсуждения «В современном мире технологии развиваются, а грамотность падает. Что делать?» запланировала с использованием «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно. Оказалось, что не все присутствующие учителя знакомы с данной стратегией, что, несомненно, явилось плюсом в создании естественной среды обучения. Мне хотелось, чтобы учителя творчески и конструктивно вошли в свою роль, смогли оценить ситуацию правильно и проанализировать ее. Считаю, что, в общем, мне это удалось. Каждый учитель, примерив на себя ту или иную шляпу, смог понятно объяснить и проанализировать важность грамотности. Хотя прозвучали идеи о том, что современный ученик не особо нуждается в грамотности, «умный» компьютер проверит ошибки, интернет предоставит нужную информацию, которую школьник иной раз и не удосужится прочитать перед защитой. Нет осознанности, нет осмысленной переработки информации, нет былой потребности в грамотности у самих учащихся. В очередной раз пришли к выводу, что нужно менять методы и подходы в обучении, стремиться повышать интерес к чтению осознанному. Подошли к понятию «функциональная грамотность», основой которой является высокий уровень чтения и умение использовать его для поиска нужной информации, критической оценки, обсуждения для принятия решения. Неожиданным в ходе дискуссии оказалось то, что учителя высказались, что для  того, чтобы быть успешным по жизни, не обязательно уметь читать и писать грамотно. Были приведены реальные жизненные примеры. Знакомство с некоторыми стратегиями критического мышления, направленные на работу с текстом вдохновили присутствующих учителей гуманитарного направления на дальнейшую работу, было решено в течение месяца применять одну из понравившихся стратегий для осмысленной переработки текста  и позже организовать «круглый стол» для обмена мнениями о пользе и о недостатках стратегий. Из рефлексий учителей по окончании коучинг-сессии стало понятно, что, несмотря на разные точки зрения, пришли всё же к единому мнению о том, что осмысленное чтение развивает ум, заставляет думать и анализировать.

Менти определился еще  после первого коучинга. Это коллега, закончившая курсы 3 уровня, работающая во втором классе, и выразившая желание работать в сотрудничестве. Будучи на первой неделе практики, когда изучалась документация школы, проводилось анкетирование среди учащихся, я предложила своей менти поработать над повышением осознанности чтения в ее  классе. После получения согласия от менти и родителей детей, я приступила к тестированию для определения уровня осознанности чтения. Учитель был ознакомлен с результатами, несколько удивлен, что некоторые учащиеся оказались на среднем уровне при беглой технике чтения. В начале нашей плодотворной работы я посетила урок литературного чтения с целью ознакомления подходов учителя к обучению в целом, а также в чтении. Я заметила, что учитель успешно использует групповую форму работы, пытается внедрить идеи Программы, но вот работе с текстовым материалом должного внимания не уделялось. Учащиеся просто давали ответы на вопросы учителя и на дом получали задание пересказать текст. На первом менторинге мною было предложено апробировать метод чтения «5П», который сама использую на своих уроках при работе с иностранным текстом. Суть метода заключается в следующем:

1П- просмотрите текст и скажите, о чем он;

2П- прочитайте текст и отметьте ключевые слова;

3П- придумайте вопросы к ключевым словам;

4П-прочитайте текст и найдите места, где автор говорит (описывает, характеризует и тд.)…;

5П- перескажите текст, опираясь на свои ключевые слова и вопросы.

От совместного планирования урока менти поначалу отказалась, объяснив тем, что суть работы понятна. После первого урока при помощи данной стратегии учитель выразила желание заручиться поддержкой в пошаговом планировании урока литературного чтения, следующего за проведенным. Вот здесь было решено использовать подход LessonStudy и совместно с несколькими учителями, работающими в данном классе, детально разработать урок. Группой учителей была согласована ключевая идея исследования, которая была оформлена в виде вопроса «Как мы можем научить Сашу А., Лиану В. И Ангелину Т. эффективно использовать возможности метода ключевых слов, чтобы улучшить осознанность их чтения?». Итак, в центре исследовательского урока оказались 3 учащихся с высоким, средним и низким уровнем осознанности чтения. Соответственно на уроке  внимание акцентировали на трех «исследуемых» учениках. Ожидаемые результаты для всех трех учащихся предполагались разные: слабоуспевающий ученик справится с заданием нахождения ключевых слов, справится с постановкой вопроса к ключевому слову; средний ученик - сможет составить вопросы с ключевыми словами и правильно ответит на все вопросы, а сильный учащийся поэтапно выполнит все предложенные задания и  перескажет текст от 3-го лица. Результаты получились не такими, как было запланировано. Слабоуспевающий ученик оказался активнее среднего, хотя, стоит заметить, что задания выполнял медленнее, включался в работу не сразу, а с опозданием в несколько минут и отвечал на вопросы всегда невпопад. За чтением остальных ребят следил, но часто отвлекался, ключевые слова определить самостоятельно не смог, но зато отвечал на чужие вопросы к ключевым словам. Ангелина Т., средний ученик, за чтением других учащихся следила, вопросы к ключевым словам поставить смогла, но неправильно отвечала на вопросы соседних групп. На уроке была не всегда внимательна, это и явилось причиной ответов невпопад. Ученица Лиана В., лидер в группе, сильная ученица, со всеми заданиями справилась успешно, но вот в начале пересказа от 3-го лица запнулась и растерялась. Пересказ был предложен на дом. Присутствующие учителя сделали вывод о том, что пересказ для учащихся 2 класса является заданием творческим, для которого необходимо дополнительное время, а на уроках его часто для таких видов деятельности не достаточно. Поэтому было решено несколько адаптировать стратегию, учитывая возрастные особенности учеников. Для поиска ключевых слов необходимо делать чтение с остановками (небольшие абзацы), начало пересказа было решено заслушивать в классе, изложение большей части произведения задавать на дом. Стратегия «5П» эффективна, приводит к положительным результатам, учащиеся стали активнее на уроках по наблюдениям менти. Работа по данной стратегии, несомненно, будет иметь продолжение.  Метод «5П»  может помочь ученикам  при изучении большого по объему текста, позволяет сосредоточиться на самом основном в изучае­мом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод будет  рекомендован для  использования при подготовке устных заданий.

 

 

Использованная литература:

1. АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства (ЦПМ) ( 2014) «Руководство для учителя первого (продвинутого уровня)», второе издание, страница 150.

2.Totalpsychology. Основы психологии. «Понятие “критическое мышление” и его характеристики» [онлайн на: http://www.totalpsychology.ru/plifs-445-1.html] (получено 20 апреля 2014 года)

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0