Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой работаю?

       В соответствии с Программой развития школы на 2014-16 учебные годы  инновации и модернизация школьной системы образования  - один из важных  путей, который позволит школе занять конкурентную позицию в обществе  двадцать первого века, обеспечить достойную жизнь каждому ученику. Для  решения этих стратегических направлений очень важными качествами личности являются инициативность, способность мыслить творчески и находить нестандартные пути решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей своей жизни. 

Изучив социальные ожидания по отношению к школе, я  выделили субъекты, которые участвуют в фор­мировании социального заказа нашему образова­тельному учреждению. Это ученики, родители учеников и педагогическое сообщество. В ходе изучения школьной документации (Программа развития школы, паспорт образовательного учреждения), анкетирования учителей о существующих проблемах в преподавании и обучении, опроса учителей о выяснении готовности к преобразованиям, анкетирования родителей для оценивания их удовлетворенности организацией учебно-воспитательного процесса, а также анкетирования  учащихся в целях определения мотивационной сферы и оценки деятельности учителей школы по разным предметам был определен ряд  проблем. В Программе развития школы на 2014-16 годы определены проблемы кадровые, материально-технические и социумные. Отсутствие компетентностного подхода в обучении, недостаток молодых специалистов, неэффективное использование аттестации и курсовой подготовки учителей, низкий образовательный уровень родителей, большая заболеваемость детей, неблагоприятная демографическая обстановка (отток жителей) представляют ,на мой взгляд, реальную угрозу того, что школа не сможет подготовить ученика к успеху в будущей жизни, к осознанному  обучению и полной ответственности за свое образование в будущем. По результатам анкетирования учителей складывается следующая картина: в школе у педагогов  преобладают коллективные, но ограниченные знания. Сотрудники гордятся своей школой, убеждены в благоприятности обстановки в ней, вне зависимости от внешнего мнения. Учителя производят обмен мнениями, опытом, идеями, стараются учиться друг у друга. Но существует 40 % учителей (8 из 25), которые считают, что меняться не нужно, их всё устраивает. Это люди предпенсионного возраста. Ломать в себе  стереотипы не так-то просто в этом возрасте. Стереотипное мышление- это удобная форма существования человека. Одним из  своих стратегических направлений вижу попытку изменить мышление стереотипное на критическое. Постараться построить свою работу так, чтобы педагогам-«консерваторам» было интересно работать в сотрудничестве. Ученики и их родители, как было уже сказано выше, являются полноправными и востребованными участниками образовательного процесса. Они желают видеть свое образовательное учреждение открытым информационным пространством, где будут созданы все условия для личностного развития каждого обучающегося. Анализ опроса родителей показал  то, что школа не в полной мере удовлетворяет интересы и развитие способностей каждого ребенка, что педагоги не всегда объективно относятся к оцениванию школьников, что  в недостаточной мере происходит формирование информационной грамотности у учащихся, что мало внимания уделяется сохранению и укреплению здоровья детей. Проблемами, которые  указали ученики школы, являются отсутствие интереса к учебе, трудность предлагаемых учителем заданий. При определении возможных трудностей в обучении используют термины «учебная неспособность» или «трудности в учении». Довольно часто «трудности в учении» обозначают затруднения в овладении чтением, письмом и счетом, которые могут быть никак не связаны с умственной отсталостью, потерей слуха или зрения.  Наблюдая за респондентами, помогая некоторым из них осмысливать то, что они прочитали в анкете, пришла к выводу, что при довольно хорошей технике чтения, дети читают не осознанно. По данным наблюдения у учащихся определилась проблема– недостаточный уровень осознанного чтения, что впоследствии может быть причиной снижения мотивации и вызывать трудность в понимании заданий школьной программы. Если в начальной школе большинство учащихся характеризуются как «принимающие» (регулярно посещают школу, в большей или меньшей степени удовлетворены школой и учителями, делают то, что от них требуется), то в старших классах большее количество учеников можно охарактеризовать как «равнодушные». У них отсутствует мотивация к прогрессу, они не доверяют школе и учителям, и не задумываются о будущем. Чтобы получить ученика «воздействующего», способного к стремлению планирования собственных перспектив, расположенного к организаторской работе, готового оказать помощь другим ученикам, следует изменить подходы к обучению и преподаванию каждому учителю. Еще одно стратегическое направление лидера - направить на нужный путь, чтобы найти оптимально- полезные формы и методы обучения для каждого учащегося. Учителя, которые способны открыться  новым преобразованиям, понимающие особенности развития каждого школьника, смогут помочь ребятам реализовать себя в будущем, стать самостоятельными, креативными и уверенными в себе людьми. Быть внимательными, чуткими и восприимчивыми к интересам и потребностям учеников - ключевая особенность новой школы и нового учителя. Этого можно достичь  при умении мыслить критически, умении самостоятельно осмысливать и созидать педагогический опыт. Ориентировать  педагогов на творческий поиск - моя главная миссия как  лидера. В соответствии с вышесказанным определила несколько проблем школы, в решении которых могу поспособствовать. У педагогов – паттерны, т.е. сформированные стереотипы, которые ведут к  неохотному желанию что-то менять в своей работе. С другой стороны, большинство из учителей ищут рецепты с незамедлительными результа­тами. Умение сосредоточиться на недостатках в работе, в себе, наконец – это основа критического мышления, которое необходимо развивать как у учителя, так и ученика. Каждый учитель работает на ученика, поэтому я сформулировала тему  на основе проблем как «Использование стратегий критического мышления как средство улучшения осознанности чтения у учащихся». Применяя на уроках стратегии критического мышления, учитель научится критически оценивать свою деятельность. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла – как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений; умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.  Total psychology. Основы психологии. «Понятие “критическое мышление” и его характеристики» [онлайн на: http://www.totalpsychology.ru/plifs-445-1.html] (получено 20 апреля 2014 года)

Критическое мышление в современной педагогике является одним из ключевых понятий и потому - актуальных для усовершенствования процессов преподавания и обучения в Казахстане. Зачастую критическое мышление предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других [Руководство для учителя первого (продвинутого) уровня, второе издание, стр.119]. Критическое мышление послужит отправной точкой для творческого мышления, как учителя, так и ученика нашей школы. При обучении школьника думать критически, учитель поощряет его тем самым самостоятельно решать проблемы, создавать новые возможности для того, чтобы найти новые сведения. Человек, которого с детства учат решать проблемы самостоятельно, в своей последующей жизни  способен решать больший круг задач, чем тот, которого  этому не учили. Обсуждая совместно с учеником разные точки зрения, учитель учит его применять этот прием в разных жизненных ситуациях. И, наконец, учитель - не тот, кто дает рыбу, а тот, кто дает удочку. Критическое мышление, если останавливаться в рамках школы, нужно развивать уже в начальных классах. Технология развития критического мышления – это целая система, которая формирует навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Ее направление-это освоение принятых за основу навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина, который будет включен в межкультурное взаимодействие, то есть гражданина открытого общества. Только осознанное чтение  поможет ученику  выразить  свои мысли четко, ясно, уверенно, научит аргументировано высказывать свою точку зрения, учитывая точки зрения других. Через чтение ученик  приобретает способность заниматься своим обучением самостоятельно (академическая мобильность), строить конструктивные взаимоотношения с людьми, сотрудничать и работать в группе. Основанием для постановки цели плана развития школы, то есть улучшение техники осознанности чтения у учащихся на уроках литературного чтения( возможно, не только на этих уроках) через стратегии критического мышления, послужил анализ анкет , который позволил выявить такую проблему как снижение интереса к чтению и учебе в целом . В первую очередь, необходимо определить уровень осознанного чтения учащихся, используя тесты, анкетирование, беседы как с учениками, так и с их родителями. Для этого было запланировано исследование в действии. При четко построенном наблюдении будет сделан анализ и выводы, которые позволят в свою очередь сделать прогноз на улучшение качества проведенного исследования действий в дальнейшем. Не умаляется при этом значение коучингов и менторингов , мастер-классов и круглых столов всех заинтересованных лиц в школе. Только активный, креативный и созидательный процесс взаимодействия коллег, в ходе которого, на основе совместного обдумывания существующих практик преподавания и обучения, обмена идеями, побуждения со стороны коуча и ментора к рефлексивному диалогу, обучаемый учитель совершенствует профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт в целях повышения своей компетентности в отдельных аспектах практики, перехода на качественно иной, более высокий уровень их понимания и принятия решений о практической их реализации [Руководство для учителя первого (продвинутого) уровня, второе издание, стр. 139].Проведение коучингов «Новый взгляд на образование», « Через чтение в мировое образовательное пространство», мастер-класс «Критическое мышление через чтение и письмо», менторинги о методе чтения «5П»,  подход Lesson Study, круглый стол об обобщении опыта позволят сделать определенные выводы и наметить дальнейшие пути решения проблемы неосознанного чтения у учащихся. Неосознанное чтение- чтение бесцельное. Оно характеризуется  ответами учеников невпопад, подменой ответа на вопрос попытками пересказа содержания; достаточно быстрым использованием альтернативных конструкций; одновременным использованием всех возможных характеристик героев или описанных образов; чтением без соблюдений знаков препинания. Нельзя сформировать функциональную грамотность у ученика, не научив его читать с пониманием содержания. Функциональная грамотность учащихся основывается на высоком уровне чтения и умения использовать его для того, чтобы найти нужную информацию, оценить ее критически, обсудить информацию для принятия совместного или индивидуального решения, а также для развития эстетического вкуса. На этапе разъяснения о том, что такое функциональная грамотность и что находится в основе ее, важно замотивировать учителей таким образом, чтобы вовлечь их в процесс поиска решения поставленной проблемы для активного включения в совместную работу. Создание профессионального сетевого сообщества тоже входит в мое планирование. Оказание поддержки заинтересованным учителям в итоге будет способствовать повышению эффективности распределения ресурсов и установлению сотрудничества. Это информационный портал для взаимодействия учителей, который должен будет сочетать различные сервисы (форумы, конференции, круглые столы, проектировочные семинары, практикумы с взаимопосещением уроков  и др). Возможно, кто-нибудь из учителей создаст свои сетевые сообщества. Это будет зависеть от возникших в совместной работе потребностей. Коллаборативная среда очень значима для всех членов сообщества. Только она поможет преодолеть барьеры у тех учителей, которые пока еще не видят смысла менять свои убеждения. Все запланированные  мною мероприятия вполне реальны и осуществимы. Критериями успеха определила для себя нахождение стратегий, способных  действительно повлиять на улучшение деятельности учителя и  его учеников, установление доверительных отношений между всеми субъектами в школе   (администрация, учителя, ученики, родители учеников), повышение уровня мотивации учащихся. Если ученик почувствует прогресс в своих начинаниях и достижениях, несомненно, у него появится желание учиться дальше. Личностно заинтересованные отношения между ментором и подопечным немало важны. Динамику в совершенствовании знаний, мышления, эффективности практических действий можно будет увидеть только в случае сформированных между ментором и менти доброжелательно установленных отношений. Доверие, соучастие, искренность и честность - важнейшие составляющие моей деятельности с теми людьми, которые будут работать со мной в одной команде. Учителя, обладающие такими качествами, смогут создать комфортную среду для учащихся, научат школьников работать не просто в группе, а в команде, самостоятельно добывать знания, помогут ученикам осознать, что чтение-основа функциональной грамотности каждого человека. Функциональная грамотность ученика – это не только способность

бегло читать текст, но и глубоко понимать содержание прочитанного, формировать свой собственный взгляд на полученную информацию, умело и убедительно выражать и обосновывать свое мнение, применять новые идеи в своей жизни. Создавать свой творческий продукт (диалог, драматизация, эссе, творческий пересказ)- один из критериев успешности ученика, который мне хотелось бы увидеть в итоге моей деятельности, направленной на решении проблемы, выявленной в ходе сбора данных о нашей  школе. Для реализации своего среднесрочного планирования мне необходимо будет обратиться к помощи учителей, закончивших 2 и 3 уровень, потому что они уже прошли апробацию групповой работы, оценивания формативного и суммативного на своих уроках. Это позволит значительно облегчить работу в достижении поставленной цели и сфокусироваться лишь на той проблеме, для которой  предстоит найти пути решения, а именно, на проблеме недостаточного уровня осознанного чтения учащихся. Умение критически осмысливать информацию, полученную в ходе чтения, зависит от уровня развития навыка осознанного чтения. В свою очередь эта способность является фактором, определяющим уровень интеллектуального развития школьника. Грамотно читающий человек понимает читаемое, размышляет над прочитанным, может легко излагать свои собственные мысли, способен свободно общаться. Проблеме грамотности чтения должно уделяться большое и пристальное  внимание. В нашей школе ученики читают плохо, не умеют отвечать на вопросы к прочитанному, слабо пересказывают, с трудом объясняют значения слов или выражений. Лишь небольшой процент (12%) школьников достигли высокого уровня грамотного (осознанного) чтения. Таким образом, в своем СПРШ проблему обозначила, как  недостаточность уровня развития у  школьников  осознанности чтения. Вероятнее всего путей решения проблемы найдется  несколько. Рефлексивные листы учащихся, самооценивание, «лесенка достижений», а также другие виды обратной связи, позволят увидеть правильность запланированных шагов, проанализировать неудачи, наметить дальнейший курс. Среднесрочный план будет иметь продолжение.  При оценке промежуточных результатов будут учитываться пожелания учителей и родителей. На основе пожеланий и предложений будет разработан новый план. В итоге, если всё пойдет по намеченному плану и все шаги будут иметь реальный успех, будет иметь место преобразования среднесрочного планирования в долгосрочное. Повышение качества обучения и преподавания - залог успешности нашей школы.

 

 

 

Использованная литература:

1. АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства (ЦПМ) ( 2014) «Руководство для учителя первого (продвинутого уровня)», второе издание, страницы 119,139 .

 

2.Total psychology. Основы психологии. «Понятие “критическое мышление” и его характеристики» [ онлайн на: http://www.totalpsychology.ru/plifs-445-1.html] (получено 20 апреля 2014 года)

 

 

                 

                                                                                             Приложение 1

СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

 

Проблема: недостаточный уровень развития  осознанного  чтения у  учащихся

Фокус: осознанное чтение

Инструмент: стратегии критического мышления

 

Тема: Использование стратегий критического мышления как средство улучшения осознанности чтения у учащихся

Цель: Улучшение техники осознанного чтения у учащихся 2 класса на уроках литературного чтения через стратегию критического мышления «метод чтения 5П»

Объект: процесс улучшения техники осознанного чтения

Риски: паттерны учителей, занятость учителей в конце учебного года

 

№ п/п

задачи

мероприятия

ответственные

срок

мониторинг

ожидаемый результат и критерий успеха

1

 

 

 

 

 

 

Собрать информацию о проблемах  школы,  определить проблемы учеников начальной школы в чтении текстов различных жанров

Встреча с администрацией школы, беседа с учителем 2 класса

     лидеры

1 неделя

  активность, фото

выявление проблем

2

 

 

 

 

 

 

Изучить  необходимую литературу по данному вопросу

Работа в интернете, библиотеке

    лидеры

1 неделя

  активность

нахождение  стратегий КМ, способных повлиять на улучшение техники осознанного чтения

3

Разработать программу коучинг-сессий

Планирование

 лидеры, администрация

1 неделя

 активность

сценарий, презентация

4

 

 

 

 

 

 

Рассказать коллегам о необходимости  развития функциональной грамотности  учащихся через чтение

Проведение коучинга

 лидеры

2 неделя

рефлективные листы

установление доверительных отношений

5

Определить менти из учителей, прошедших 2-3 уровень

беседа

   ментор

2 неделя

обратная связь

уровень мотивации

6

 

 

 

 

 

 

Обучить стратегии КМ

« метод чтения 5 П»

менторинг

  ментор

2 неделя

обратная связь

создание личностно заинтересованных взаимоотношений

7

 

 

 

 

 

 

Внедрение  изменений в работу учителя

четкое планирование уроков  по литературному чтению по методу чтения «5П»

ментор, менти

3 неделя

самооценивание

успешное использование  учителем новой техники работы над текстовым материалом

8

Определить эффективность метода чтения «5П» на осознанность чтения учащихся

   Lesson Study

группа учителей-единомышленников

3-5 неделя

планы уроков, видео, беседы с учащимися

получение объективной информации о применяемом методе, достигнутом прогрессе исследуемых учащихся

9

 

 

 

 

 

 

Проведение уроков менти

посещение уроков менти и проведение менторинг-сессий

   менти

3-5 неделя

наблюдение;

обратная связь с менти;

рефлексивные листы уч-ся

 

-успешное использование метода 5П на уроках литературного чтения;

-коллоборативная среда для учеников и учителя

 

10

 

 

 

 

 

 

Оценка уровня профессионализма

обсуждение полученных данных с менти

ментор, менти

6 неделя

рефлективные листы

-умение учеников работать в группах и сам-но;

-умение учащихся выделять главную идею текста;

-умение учащихся выделять опорные слова в тексте задавать к ним вопросы ;

-умение учащихся прогнозировать содержание прочитанного

-умение уч-ся создавать свой собственный творческий продукт на основе прочитанного (диалог, эссе, творческий пересказ)

11

Проанализировать и подытожить «Чего достигли? Что предпринять дальше?

круглый стол,

выступление менти

учителя-единомышленники, лидер, менти

6 неделя

листы оценки

выводы

12

 

 

 

 

 

 

Определить дальнейшие стратегии для профессионального роста учителей и улучшения качества осознанного чтения у учащихся школы

 обсуждение полученных данных с администрацией школы

лидер, администрация

6 неделя

обратная связь

долгосрочный программный план развития школы

 

Write a comment

Comments: 0