Как поддержать происходящие преобразования школы посредством развития сетевого сообщества?

Создание плана развития школы сроком реализации на один год стало определение потребностей коллектива школы в создании модели школьника, наделенной не столько базовой грамотностью, сколько функциональной грамотностью.

Учащиеся должны уметь применять полученные знания на практике.  Основной стратегией долгосрочного плана развития школы является создание принципиально новой системы образовательного процесса и  последовательная реализация ее в школе. Повышение профессиональной компетенции педагогов через создание единого сетевого информационного пространства  определяет цель работы «Школы функциональной грамотности». Главной ценностью «Школы функциональной грамотности» является ученик, на которого собственно и будут направлены все действия со стороны педагогов. Предложенный выше план составлен с опорой на текущие приоритеты работы школы, которые были определены в ходе изучения и сбора стартовых возможностей школы, а также после внедрения преобразований. Трудности школьников в учебе из-за недостаточно сформированного навыка осознанного чтения, низкая мотивация учащихся вследствие этого, а также необъективное оценивание позволят искать пути преодоления через стратегии критического мышления. Внедрение семи модулей Программы, созданной совместно Центром педагогического мастерства и факультетом преподавания Кембриджского университета поможет улучшить качество чтения учащихся.

Участниками реализации данного плана будут учителя не только начальной школы и гуманитарного направления, которые входили в состав фокус-группы по реализации среднесрочного планирования, но и учителя иностранного языка (возможно и учителей естественно-математического направления). Предусмотрено создание сети общеобразовательных учебных заведений с  высоким уровнем современных технологий, актуальным учебно-методическим и информационным обеспечением, креативным  кадровым потенциалом. Обмен опытом, поддержка и сотрудничество педагогов школы и соседних школ (Каражарская ош Бухаржырауского района , расположенная в 7 км от поселка),  распространение успешных педагогических практик, организация различных форм общения на профессиональные темы, инициация виртуального взаимодействия( создание школьного блога в сети Интернет) для последующего взаимодействия вне Интернета, повышение профессионального уровня педагогов, поддержка новых образовательных инициатив – это деятельность в рамках трех определенных направлений ДПРШ.

      Долгосрочный план развития школы является гибким и будет меняться в зависимости от  результатов, полученных в ходе исследования в действии. Факторами успешной работы сетевого профессионального сообщества учителей будут являться:

-наличие разных инструментов для организации личного пространства;

-постоянные нововведения, вызывающие интерес к активностям сети;

-использование самостоятельно разработанного удобного сервиса;

-наличие инструментов и сетевого пространства для самовыражения без страха быть осмеянным и непринятым;

-учет психологических, возрастных, социальных предпочтений потребителей;

-использование интересов пользователей для определения проблем и постановки, актуальных задач;

-поощрения, стимулирование, публичное признание достижений наиболее активных участников;

-толерантное, творческое, способное отвечать на воздействие  моделирование и руководство профессиональным сообществом.

Определены и критерии успешного функционирования сетевого профессионального сообщества:

-число активных участников;

 -продолжительность деятельности сообщества ;

 -динамика сетевого профессионального сообщества , которая подразумевает рост числа активных участников, количество обсуждаемых  (актуальных) тем, их сменяемость;

-целевая  направленность участников с установленными в концепции задачами;

 -оформление  школьного блога ( личной страницы в сообществе)

-социокультурная направленность коллегиального взаимодействия (наличие дискуссий по вопросам речевых норм, наличие в сообществе "кодекса сетевого поведения", правил модерации , а также их обсуждение)

-направленность на расширение сферы сотрудничества  (привлечение к обсуждению учителей из разных  школ, где работают члены сетевого сообщества, преподавателей системы повышения квалификации, ЦПМ, педагогов "смежных" специальностей).

Принимая участие в профессиональном сетевом сообществе каждый участник (учитель, администрация, психолог, родитель) сможет

-обучаться и приобретать новые знания и умения с целью оказания дальнейшей поддержки учащимся школ;

-получать своевременно  самую актуальную информацию по интересующей теме;

 -получать квалифицированные консультации и советы экспертов,  координационного совета;

- иметь доступ к методической базе разработок, результатам  исследования;

-общаться с коллегами на различных совещаниях, коучингах, форумах, конференциях;

-публиковать свои материалы на  школьном сетевом блоге;

-принимать участие в обсуждении опубликованных материалов;

-принимать участие в профессиональных конкурсах, исследованиях.

 

 

Использованная литература:

 

1.Обсуждение категории: Концепции сетевого сообщества поддержки учебного курса [онлайн на: http://www.centersot.net/mediawiki/index.php/%D0%9E%D0%B1%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8:%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B8_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B0] (получено 31 мая 2014 )

     Концепция развития «Школы функциональной грамотности»

Тема: Использование стратегий критического мышления как средство повышения осознанного чтения учащихся

Идея:  грамотное  чтение, полноценное  общение, активная мыслительная деятельность

Миссия школы: формирование высоконравственной, конкурентно-способной личности, готовой к критическому осмыслению своей собственной деятельности,решению сложных нестандартных задач в различных ситуациях ,к активной адаптации в условиях современного рынка и  возможности моделирования своего жизненного пути.

Актуальность:

üновые требования современного общества - новая грамотность (функциональная) ;

üнеобходимость поиска информации и  моделирования новых процессов;

üпотребность в умении самостоятельного планирования и выстраивания собственных действий;

üобновление содержания образования  и использование  современных педагогических  технологий;

üнедостаточно сформированный уровень осознанного чтения  учащихся школы;

üпотребность в развитии профессионализма и творческого потенциала педагогов;

üосознание необходимости перехода от традиционной модели школы  к  рациональной.

 

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов через создание единого сетевого информационного пространства

Направления работы сообщества:

·        Практическое

·        Инновационное

·        Исследовательское

Деятельность сообщества направлена на улучшение процесса обучения учащихся через использование 7 модулей Программы и совершенствование учебной программы для педагогов, принимающих участие в работе сообщества.

 

  Задачи: (для каждого направления)

 1. Совершенствовать педагогическое сопровождение успешной реализации каждым школьником индивидуального образовательного маршрута;

  2.1. Раскрыть инициативную педагогическую деятельность, связанную с обновлением и развитием образовательной практики в современных социально-экономических условиях, направленную на удовлетворение запросов личности и реализацию заказов общества;

  2.2. Осуществить инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения;

   3.Способствовать развитию практико-ориентированных научно-педагогических исследований, направленных на повышение качества образования и создание новых моделей образовательного процесса в образовательном учреждении.  

Ожидаемые результаты:

§  совершенствование управления сетевым сообществом школы/ школ;

§  усиление профессиональной  поддержки педагогов и совершенствование механизмов управления сетевым сообществом;

§  совершенствование системы научного и учебно-методического обеспечения;

§  развитие научной и инновационной деятельности;

§  переход к принципу “образование для всех ”;

§  доступность и преемственность всех уровней образования (начальное, среднее, старшее звено);

Реализация Концепции позволит создать нормативные основы эффективного функционирования сетевого сообщества, основы информационного обеспечения, а также основы проектирования и принципы функционирования экспертных систем для последующего самостоятельного изучения и освоения программных продуктов.

Возможные потребители:  близлежащие школы поселка

Возможные риски:

·        недостаточная мотивация педагогов к изменению собственной практики обучения и преподавания;

·        недостаточные навыки диагностической деятельности педагога;

·        трудоемкость научно- исследовательской работы;

·        трудоемкость подготовки педагогов к урокам;

·        возникновение трудностей в привлечении родителей к обучению детей.

Сроки реализации:2014-2015 уч. год

 

 

                                  План  работы  профессионального школьного сообщества

                                                            «Школа функциональной грамотности»

 

мероприятия

ресурсы

ответственные

мониторинг

цикличность

оценивание

1.

Определение стратегий работы.

учителя, прошедшие уровневые курсы, педагоги школы

Букина И.В.,

администрация

анализ работы, на основе проводимых мероприятий, создание накопительной (творческой папки)

1 неделя,

сентябрь

обратная связь, фото, видео 

2.

Планерное совещание руководителей МО  учителей гуманитарного цикла, иностранных языков, казахского языка и начальной школы

Руководители МО

Букина И.В.

Анализ работы за прошлый год + перспективы на текущий год

1 неделя, сентябрь

Обратная связь

3.

Составление плана работы ШМО в соответствии с выбранной стратегией

Руководители МО

Букина И.В.
руководители МО

Планы работы

2 неделя, сентябрь

критериальное

4.

Коучинг «Критическое мышление как основа развития интеллектуальных способностей уч-ся»

Педагоги школы

Букина И.В.

активность педагогов

3 неделя, сентябрь

фото, видео, обратная связь

 

5.

Создание профессионального сообщества из учителей единомышленников

 учителя  -предметники

 учителя-лидеры

анализ работы

3 неделя, сентябрь

обратная связь, оценивание через отзывы учителей.

6.

Создание исследовательских групп

учителя-лидеры, учителя-единомышлен-ники

учителя, прошедшие курсы

 

анализ работы

3 неделя, сентябрь

фото, видео заседаний, исследований. обратная связь

7.

Создание инициативной группы для организации сетевого сообщества вне школы

учителя

Букина И.В.

активность педагогов

4 неделя, сентябрь

вовлеченность учителей

8.

Создание координационного совета

Учителя 1, 2 уровней

Букина И.В.

активность

3-4 неделя сентября

план работы

9.

Представление информации о мероприятиях Методическому совещательному органу

Руководители ШМО

Букина И.В., рук-ли МО

Общий план работы по выбранной стратегии

4 неделя, сентябрь

Обратная связь

10.

Проведение коучингов для учителей Каражарской ош Бухаржырауского района

Учителя КГУ ОШ Каражара

Букина И.В.

Активность педагогов

4 неделя, сентябрь;

в течение уч года

фото, видео, обратная связь,

создание школьного НО

11.

Отчет о проделанной работе

Руководители МО

Букина И.В., рук-ли МО

Анализ работы

20 числа каждого месяца

Обратная связь

12.

Проведение коучингов по тематике 7 модулей Программы 

учителя-предметники

учителя, прошедшие курсы

 

подведение  итогов  и анализ  проделанной работы

 

коучинг-сессии

в течение учебного года.

 рефлективные листы, разработка авторских работ педагогов

13.

Применение  учителями новых подходов и методов работы в процессе преподавания своего предмета.

учителя-предметники

учителя-лидеры, зам директора по УВР

анализ посещенных уроков

В течение уч года

формативное оценивание уроков, увеличение кол-ва публикаций педагогов

14.

Организация и проведение менторинга

Учителя 1 уровня

Букина И.В., учителя 1 уровня

анализ работы

В течение года

Видео, увеличение кол-ва наставников

15.

Создание  школьного блога «Школа функциональной грамотности», регулярное размещение  материала.

пед. коллектив

ИКТ

Букина И.В.

отслеживание материалов, выложенных на сайте.

октябрь,

в течение всего года

самооценива-ние своей собственной деятельности в рамках сетевого сообщества

16.

Проведение творческой декады учителями-единомышленниками (коучинг-сессии, мастер-классы, демонстрация менторинг-сессии. Конкурс  «Эффективный урок».

коллектив школы

учителя-лидеры

анализ работы и подведение итогов оформление творческой папки, размещение материала на школьном  блоге

 

 

второе полугодие

оценивание через отзывы коллектива, фото, видео материалы.

17.

Проведение коучинг-сессий по теме: «Использование подхода Lesson Study в работе учителя “.

учителя творческих и исследовательских групп

учителя 1,2 уровня.

 реализация новой модели преподавания через использование новых приемов на уроках

В течение года

обратная связь

18.

Использование подхода  Lesson Study

учителя 1 уровня, администрация, исследовательская группа, ученики  

учителя 1 уровня

 анализ решения проблемы

В течение года

обратная связь, беседа с учениками

 

19.

Выступления  учителей, прошедшие уровневые  курсы, на педсоветах, научно-методических советах, областной конференции.

коллектив школы

  учителя 1,2.3 уровней

выявление  роста положительной динамики в обучении  учащихся на основе  внедрения 7 модулей на практике

В течение учебного года.

оценивание через анализ исследований учителей, обратная связь.

20.

Публикации в СМИ (уроки, LS, коучинги, менторинги)

наработанный в течение уч года материал 

творческая группа учителей-исследователей

  активность педагогов

апрель-май

формативное оценивание

21.

Проведение анкетирования среди учителей и учащихся.

анкеты, тесты, учителя-предметники, учащиеся

Исследователь-ская группа учителей

мониторинг качества знаний в исследуемых классах. Тестирование, анализ опроса

конец учебного года

оценивание через отзывы учителей, учеников

22.

Отчеты, принятие решения о внедрении новых подходов в рамках всей школы.

презентация исследовательской группы  «Школа функциональной грамотности».

учителя-исследователи

активность исследователей, диаграммы, графики

1 раз в месяц

рефлективные листы, «лестница достижений»

23.

Участие в  мероприятиях   городского, областного, республиканского сетевого сообщества.

 педагоги школы

творческая группа

  Активность, портфолио

  В течение года

  обратная связь

24.

Составление плана работы на следующий учебный год.

  человеческие ресурсы ,ИКТ

 лидеры, администрация школы

  активность

май


 

Comments: 0